Запорожченко А.В., доцент, кандидат исторических наук.
Выступление на семинаре-совещании по вопросам предупреждения межнациональных конфликтов в студенческой среде 12 декабря в НГПУ.
Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу актуальных, что подчеркивается принятием в 2013 г. ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)». Наиболее остро ксенофобия проявляется в молодёжной среде, в том числе и среди студенчества, о чем свидетельствуют социология молодёжи и социология образования
В Сибирском федеральном округе, по утверждению экспертов, конфликтный потенциал менее выражен, поскольку регион имеет устойчивый тренд развития. Основой политической и экономической стабильности здесь является сильная региональная власть, которая использует негласное соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между региональной властью и крупнейшими финансово-промышленными группами как механизм поддержания равновесия в регионе. Относительно благополучная социально-экономическая ситуация достаточно привлекательна для мигрантов из соседних экономически нестабильных районов. В связи с этим в 2000-е гг. практически единственным конфликтогенным фактором становится миграционный.
Специалисты Южного научного центра РАН (г. Ставрополь) под руководством В. А. Авксентьева полагают, что «… политическая, в том числе протестная, активность молодых людей заметно выросла, по сравнению с последним десятилетием прошлого столетия. От социальной апатии и отрицания всего в 90-е гг. XX в. молодежь возвращается ныне в политическую сферу общества, все активнее участвуя в деятельности различных партий, религиозных организаций и иных общественных объединений». В относительно благополучном, с точки зрения этнической конфликтности, Хабаровском крае по состоянию на 2013 г. до 80% от общего числа выявленных участников экстремистских объединений составляют учащиеся средних специальных и высших учебных заведений, из которых только 40% – студенты. От молодых дипломированных специалистов сейчас требуется не только владение системой теоретических знаний, но и сформированность профессиональных умений, профессиональные качества, предполагающие способность ставить и решать задачи, принимать решения, уметь работать в коллективе и с коллективом, обладать толерантными качествами. В условиях интенсификации взаимодействия в обществе, когда стресс и конкуренция превращаются чуть ли не в норму человеческого бытия, роль такого качества личности, как толерантность, приобретает особую актуальность. Все это требует коренного изменения в подготовке будущих специалистов.
Следует признать, что целенаправленное обучение в данном направлении в вузах не ведется. И поэтому формирование навыков толерантного взаимодействия с различными участниками образовательного процесса осуществляется стихийно. Прививать толерантность необходимо как можно раньше, но вряд ли здесь приходится говорить о школьном возрасте, когда такие понятия просто неинтересны и непонятны. Согласно психологическим исследованиям, для формирования социокультурной толерантности как морального качества личности, оптимальным возрастным периодом является юношеский, к которому относится и студенчество. Толерантность означает признание мнения других и является универсальной нормой сосуществования, кооперации, социального взаимодействия (А. Г. Асмолов).
Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий.
Межэтнический конфликт способен проникать во все другие виды конфликтов, захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся по другим линиям социального взаимодействия. Деление на «чужих» и «своих» свойственно любому социальному конфликту.
Конфликт является одной из стадий межэтнической напряженности, наряду со спорами, противоречиями и любыми другими межэтническими проблемами. Большинство межэтнических конфликтов носит социокультурный характер, например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т. д. Конфликт ценностей относится к числу наиболее сложно разрешимых.
Как отмечают исследователи (Г. Солдатова и др.), невозможно исключить возникновение межэтнического, межнационального конфликта в условиях образовательного пространства в вузе, создавая специально «смешанные» учебные группы, игнорируя проблему межнациональных отношений. Выход из ситуации, где неизбежно создание полиэтнических учебных, воспитательных или рабочих групп, состоит, как это ни парадоксально, в развитии национального самосознания.
Если уж невозможно избежать межэтнических противоречий (без ликвидации, ассимиляции народов), т.к. в силу вступают определенные законы развития этноса, то вполне естественно предположить, что единственный выход из создавшейся ситуации кроется в разработке и практической реализации оптимальной, социально приемлемой структуры национального самосознания. Она должна включать в себя установки на плюрализм в отношении норм, ценностей, культурных традиций других национальных групп. И, безусловно, достаточно глубокое знакомство с ними. На наш взгляд, в таких случаях следует широко использовать межнациональное просвещение, формировать знания о разнообразии культур, используя и учебное, и внеучебное время. Кроме того, эмоционально-ценностное содержание собственных этнических установок, направленных вовне, необходимо ориентировать на позитивное, либо, по крайней мере, не агрессивное отношение.
Формирование этнического самосознания современного студенчества в России происходит в ситуации усиливающейся глобализации, массовой миграции, взаимопроникновения культур различных народов. Национальное самосознание молодежи формируется в современных условиях динамичного развития социальных процессов и наиболее подвержено влиянию внешних факторов, включая политическую нестабильность в мире (войны, конфликты), последствия финансовых кризисов (бедность, безработица) и других.
Другими насущными проблемами в обществе являются рост уровня нетерпимости, сепаратизма, ксенофобии и иных форм экстремизма. Все эти явления наиболее часто проявляются в мегаполисах и крупных городах России. Проблемы интенсивных иммиграционных потоков ведут к росту нагрузки на рынок труда и формированию негативных этнических стереотипов, а, кроме того, повышению уровня конфликтогенности. В современной России комплекс социальных обид часто принимает форму национальных. Это приводит к ощущению у населения – и у студентов в том числе – притеснения со стороны этнически чуждых лиц и формированию образа национальных противников и врагов. И тогда возникают мифы: о засилье «черных», азербайджанцев, цыган и др. Очевидно преобладание отрицательных оценок в отношении мигрантов Данные опроса студентов городов европейской части России и Урала дали следующие результаты. Доля русских, которые «хорошо знают» историю, культуру и традиции народа своей национальности, составляет заметное большинство – почти 3/4 опрошенных. Причем процент тех, кто практически ничего не знает о культурном наследии своего народа, очень мал – 2,4 %. С традициями украинского народа хорошо знаком только лишь каждый пятый русский. Традиции других народов: татарского, белорусского, еврейского, народов Поволжья и Урала, Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа, Закавказья, народов Севера практически не известны русским студентам. Национальность важна для студентов («очень важна» и «скорее важна» выбрали 74,6 % опрошенных). Однако 43,2 % студентов считают беженцев и переселенцев источником роста преступности, межнациональных конфликтов (32,3 %), конкурентами на рынке труда (29,9 %), где они сами испытывают немалые трудности. Лишь 3,7 % от общего количества опрошенных студентов полагают, что государство предпринимает достаточные усилия по регулированию межнациональных отношений. При этом более 30 % студентов дали крайне низкую оценку эффективности деятельности городских властей по предупреждению противоречий, конфликтов между людьми разных национальностей.
По данным социологического исследования, больше половины опрошенных студентов (58,5 %) являются религиозно ориентированными. Однако результаты опроса свидетельствуют также о недостаточном уровне знаний студентов о роли религии в жизни общества. Как показал опрос, идею о введении в школьную программу предмета о религиях поддержали 50 % от общего числа студентов. Таким образом, представляется целесообразным выработать комплекс мер по ознакомлению современной студенческой молодежи с основными представлениями о традиционных для России религий и приступить к реализации этих мер. Как показывают статистические данные, в настоящее время созданы и функционируют чуть более 30 кафедр религиоведения при наличии более 5200 российских вузов.
24,7 % Русских отметили, что их народ лучше, чем другие народы, в отличие от представителей иных национальностей, которые указывали на превосходство своих народов в два раза реже. Следовательно, позиция национального превосходства наиболее свойственна русским студентам. И к людям другой национальности, и к людям другого вероисповедания студенты, в чьих группах обучаются представители других национальностей, относятся в большей степени с уважением (53,0 % и 51,6 % соответственно) в то время как неприязненное отношение характерно только лишь для 4,8 % и 3,5 % опрошенных. Без особого интереса к людям другой национальности относятся 35,0 % студентов, а к людям другого вероисповедания 37,7 % опрошенных. Следует отметить, однако, что отсутствие интереса можно охарактеризовать как безразличие, но отнюдь не толерантное отношение к людям других национальностей.
Опираясь на данные можно отметить преобладание отрицательных оценок в отношении выходцев из Юго-Восточной Азии (Вьетнама, Китая), кавказских этнических групп, а также Средней Азии. На основании данных социологического опроса студенческой молодежи можно сделать вывод о том, что в сознании студенчества формируется синдром неприятия народов неславянского происхождения.
В результате исследования был выявлен низкий уровень понимания сущности этничности и межэтнических отношений: большинство респондентов сводят их к внешним признакам или наследственности (70% – внешность, 32% – акцент, 43% – национальность родителей);
По итогам можно констатировать, что в сознании студентов отмечаются признаки этнокультурной ксенофобии, проявляющейся в представлениях о чуждости и враждебности других культур и народов. Враждебность и чужеродность связываются именно с образами народа и культуры, а не государства или социальной группы. Необходимо отметить, что ксенофобские представления сочетаются с низким уровнем любознательности, нежеланием узнавать и принимать новое, не связанное с привычным, своим. В таком культурно-психологическом состоянии формируются различные мифы об особенностях поведения и культуры других народов, создаются этнические стереотипы, не соответствующие объективной реальности Стремление идентифицировать себя с определенной социальной группой и, следовательно, с определенными экономическими и социальными интересами, оказалось намного слабее, чем осознание принадлежности к определенной культуре, что формирует благоприятную почву для последующего развития этнонационалистических взглядов и настроений. Данные опроса московских студентов гуманитарного вуза (Университет управления) - 287 человек позволили выявить, что большая часть опрошенных занимают интолерантную позицию, причем у юношей она наблюдается в большей степени (на 15%), чем у девушек (С.Н. Толстикова).
Глубокое предупреждение экстремизма и межэтнических конфликтов предполагает технологичную превентивную деятельность по профилактике предрасположенности молодежного сознания к идеям и представлениям этнического национализма и религиозной нетерпимости. Основу превентивной деятельности должны составлять не только теоретико-методологические разработки, в нее должны включаться методики и технологии интерактивного характера (научно-образовательные семинары, диспуты, дискуссии, дебаты, мультимедийные проекты). Соответственно, деятельность по предупреждению этнополитических конфликтов в студенческой среде должна выстраиваться как одно из важнейших направлений формирования региональных и муниципальных систем социологического мониторинга межэтнических отношений.
Главная задача - «создать в стране культуру, в которой доминируют взаимное доверие и уважение. Потому, что там, где больше нет доверия и уважения, там ничего не работает, конфликты огромны, страна в тупике, или вообще перестает существовать». И. Кант говорил: «Уважение означает признание суверенного права другого быть не таким как Вы».
    Предлагаемые Мероприятия антиконфликтогенного менеджмента
  • 1. Создание Этноконфессионального образовательного центра.
  • 2. Создание этноконфессионального портала (сайта).
  • 3. Мониторинг напряженности в этноконфесииональных отношениях в студенческой среде. (Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Методика исследования эмпатии И.М. Юсупова позволяет оценить уровень эмпатичности лиц различных национальностей, их умения поставить себя на место другого, способности к эмоционально-произвольной отзывчивости на переживания других людей, принятия их чувств, как если бы они были собственными чувствами. Эмпатия способствует адекватному восприятию и познанию других национальностей, их внутреннего мира, картины реальной жизни. Методика направленности личности в общении «НЛО-3» С.Л. Братченко дает основание для исследования процесса межэтнического взаимодействия выделить шесть основных типов направленности личности в общении. Тест диагностики агрессивности (Л. Г. Почебут) предназначен для диагностики агрессивности, проявляющейся в межэтническом взаимодействии).
  • 4. Введение курсов этноконфессиональной направленности в основные образовательные программы. Коррекция некоторых когнитивных, аффективных, поведенческих компонентов личности, включающих знакомство с культурой и традициями других народов, осознание себя как достойного представителя национальной группы с древними традициями и межнациональными связями, коммуникативная межнациональная компетентность в аудиторной и внеаудиторной деятельности и т.д., целенаправленно осуществляемые в образовательном пространстве вуза, приводит к снижению агрессивности, проявлению интереса и положительного отношения к многообразию национальных культур; сглаживанию особенностей восприятия действительности, имеющих в своей основе традиции поколений, основанных на предубеждениях и стереотипах; появлению тенденции к расширению межличностных отношений через общение с людьми других национальных групп; снижению степени напряжения и уровня озабоченности «защитой прав» собственной нации; повышению уровня осмысления важности мирных и дружеских отношений между нациями 5. Разработка и реализация программ повышения квалификации, во-первых, для работников вузов, направленные на повышение их компетентности по вопросам межэтнического диалога, во-вторых для муниципальных служащих и сотрудников МВД. (Саратовский госуниверситет им. Н.Г. Чернышевского. Этнокультурные проблемы региона в условиях риска. 2010 г.)
  • 6. Разработка методик воспитания толерантного поведения среди студенчества.
Последнее изменение: четверг 23 января 2014, 17:27